Доброе время суток!
Поговорим о замене жидкости в вариаторных трансмиссиях Jatco: об интервале и способах замены.
Много поступает вопросов о том, когда пора менять жидкость в вариаторе, каким способом, а также о "полной" аппаратной замене.
Дело в том, что и в официальных мануалах для разных автомобилей разных годов выпуска информация отличается.
Мы придерживаемся одного из официальных мануалов для Nissan Murano Z51, выпущенного в августе 2013 года за исключением того, что дополнительно снимаем поддон, чистим магниты и фильтр грубой очистки, а также меняем фильтр тонкой очистки.
* В более новых вариаторах с середины 2015 года стали ставить фильтр грубой очистки с фетровым элементом. Такой фильтр подлежит замене при техническом обслуживании вариатора.
Процедура, описанная в мануале, выглядит следующим образом:
1. Открутите сливную пробку.
2. Снимите уплотнительное кольцо со сливной пробки.
3. Установите новое уплотнительное кольцо.
4. Установите сливную пробку обратно.
5. Залейте новую жидкость до уровня.
* Используйте только рекомендованную жидкость, не смешивайте с другими.
* Использование жидкости отличной от рекомендованной ухудшит управляемость и срок службы вариатора, может вывести вариатор из строя.
* При заливке жидкости следите за тем, чтобы она не разбрызгивалась на тепловыделяющие части, такие как выхлопная система.
* Достаточно встряхните емкость с жидкостью перед использованием.
* Удалите значение счетчика старения жидкости с помощью Consult после замены жидкости.
6. С прогретым двигателем проедьте в городских условиях.
Примечание: при температуре окружающего воздуха 20 градусов прогрев жидкости в вариаторе до 50-80 градусов займет примерно 10 минут.
7. Проверьте уровень и состояние масла.
8. Повторите шаги 1-5, если масло грязное.
Т.е. мануал предлагает частичную замену (при необходимости двойную), при этом сбрасывается счетчик старения.
В европейском мануале 2022 года от нового Nissan X-Trail T33 предлагается двойная замена без снятия поддона по 3,5л с последующим сбросом счетчика старения. Учитывая общий объем 9л, после первой замены в вариаторе остается примерно 61% старого масла и, соответственно, около 37% после прогона и второй замены. Т.е. меняется примерно 63%.
Касаемо счетчика старения ходит много слухов о том, что он является неким коэффициентом в расчетах целевого давления в TCM.
Однако на самом деле счетчик старения служит неким информационным показателем, свидетельствующим о том, сколько примерно времени температура жидкости была более 90 градусов. Т.е. если жидкость ни разу не достигла температуры 90 градусов, то счетчик старения будет 0 (что мы часто видим на автомобилях Nissan Qashqai J11 и X-Trail T32 даже при сильно потемневшей жидкости), а дальше у алгоритма есть зависимость от температуры, причем экспоненциальная.
Начиная с определенного времени из регламентного технического обслуживания убрали обязательную замену жидкости в вариаторе. Замена рекомендовалась только при достижении показаний счетчика старения 210000 единиц, что на практике встречается достаточно редко.
На одном из автомобилей (пробег 65500 км, единственный владелец), приезжавших к нам на замену гидроблока, мы видели огромный счетчик старения - 3182974171 (точную причину такого значения установить не удалось, возможно был программный сбой в памяти, возможно датчик температуры когда-то показывал слишком высокие значения, но после замены гидроблока, перепрограммирования TCM и перезаписи калибровок вариатор на протяжении почти двух лет работает исправно, а счетчик почти не набирает баллы).
Перед заменой гидроблока его сбросили, провели тестовую поездку и сравнили графики давления: изменений не было. Согласитесь, если бы он давал поправочный коэффициент, то при таком огромном значении целевое давление после сброса и до сброса отличалось. Также есть автомобили других производителей с вариаторами Jatco, у которых в TCM вообще отсутствует счетчик старения.
Тем не менее, встречались люди, которые говорили, что после сброса счетчика старения машина поехала немного легче и плавнее. Тут можно предположить, что при сбросе счетчика старения сбрасываются некие адаптации к водителю, либо же при достижении определенного значения счетчика старения TCM начинает работать по другой карте.
Почему мы меняем жидкость в вариаторе не полностью? Полная (на 100%) замена возможна только при полном разборе вариаторе до болтика.
Если разобраться о возможности поменять масло на 100%, не разбирая агрегат, то тут можно пояснить следующее: в гидросистеме вариатора есть магистрали, которые при заведенном двигателе в положении P закрыты, конуса зафиксированы в одном положении, а гидротрансформатор разблокирован. Как поменять жидкость там, где она не циркулирует в момент замены? Аппаратно можно поменять замещением с поддона, теплообменника, масляного насоса, части гидротрансформатора и части гидроблока. При этом потребуется около 15-20л жидкости, а внутри вариатора останется как минимум 1л старой, т.е. замена будет произведена менее, чем на 90%.
Кроме того, нередко к нам обращаются с жалобами на работу вариатора именно после такой аппаратной замены. Связано это прежде всего с тем, что аппарат под давлением вымывает осевшую грязь из гидротрансформатора и из тупиковых каналов, которая может попасть под клапана и нарушить работу гидросистемы вариатора. Причем, чем дольше не менялась жидкость до такой замены, тем больше риск, т.к. новая жидкость активно будет вымывать грязь (даже если перед эти снять поддон и почистить магниты).
При однократной замене жидкости со снятием поддона на JF010E/JF011E меняется 6-6,5л из 10л, т.е. 60-65%, на JF015E/JF016E/JF017E/JF018E/JF019E меняется 5л из 8-9л, т.е. 55-62,5%.
Если жидкость грязная, немного проехать на подъемнике или по дороге в различных режимах и добавить еще 1 замену без снятия поддона, то в системе останется около 20% старой жидкости. Если был залит неоригинал или вообще несовместимая жидкость, то нужно еще 1-2 прогона.
А при замене гидроблока на JF016E/JF017E меняется 6,5-7л, что уже в среднем 75% от общего объема.
По интервалу замены обратимся к первоначальному регламенту Jatco/Nissan: каждые 60000км при идеальных условиях эксплуатации, а при тяжелых сокращать вдвое. Т.к. городская эксплуатация относится к тяжелым условиям, наша рекомендация - частичная замена со снятием поддона каждые 30000км. Этого будет вполне достаточно.
Важно помнить, что любой автомобиль требует своевременного контроля технического состояния и замены расходных материалов.
Желаем всем долгой и беспроблемной эксплуатации Ваших автомобилей!